Культура Китая - Культовая архитектура.

  • Предисловие
  • Государственное устройство:
  • Председатель КНР
  • Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП)
  • Государственный Совет КНР
  • Верховный Народный Суд
  • Центральный Военный Совет КНР
  • Верховная Народная Прокуратура
  • Правоохранительная система
  • Экономика
  • Географическое положение
  • Рельеф и ландшафт
  • Климат
  • Природа
  • Посольство Китая в России
  • Виза
  • Сезоны туризма
  • Как добраться
  • Валютные и таможенные правила
  • Карантинный досмотр
  • Провоз животных и растений
  • Что взять с собой
  • Шелк, вино, чай, фарфор:
  • Родина шелка
  • Одежда
  • Кухня Китая
  • Вино
  • Чай
  • Фарфор
  • Архитектура:
  • Особенности архитектуры Древнего Китая
  • Дворцовые сооружения
  • Культовая архитектура
  • Жилые постройки
  • Садово парковая архитектура
  • Литература и искусство:
  • Поэзия
  • Живопись
  • Театр
  • Песенно танцевальное искусство и цирк
  • Учения и религии:
  • Сто школ политической мысли
  • Сосуществование многих религий
  • Буддизм
  • Даосизм
  • Ислам
  • Христианство
  • Китайская традиционная медицина:
  • Инь ян и пять стихий
  • Китайские лекарства и иглорефлексотерапия
  • Оздоровительная профилактика
  • Унаследование традиционной медицины
  • Календарные праздники, добрые приметы:
  • Праздники
  • Символика
  • Представления о счастье
  •  


     

    Культовая архитектура.

    В древности китайцы поклонялись Небу, Земле, предкам и многочисленным святым. В их честь устраивались молебны и жертвоприношения, ритуал которых сформировался еще в эпоху Чжоу. Этот ритуал стал непременной составной частью образа жизни феодальных правителей. Среди культовых сооружений на первом месте, как по рангу, так и по масштабам стояли сооружения, предназначенные для совершения жертвоприношений императором.

    Культура Китая - Культовая архитектура



    Судя по сохранившимся в Пекине культовым сооружениям расположение их в плане города было не случайным, а строго установленным. Алтарь Неба находится к югу от императорского дворца, алтарь Земли — к северу, алтарь Солнца — к востоку, алтарь Луны — к западу, а императорская кумирня Таймяо и алтарь Шэцзи расположены по обе стороны императорского дворцового комплекса в непосредственной близости к нему.

    Термин “шэцзи” составлен из двух иероглифов: “шэ” — бог земли и “цзи” — бог злаков. В Китае, где преобладало аграрное хозяйство, “шэцзи” фактически олицетворяло государство в целом. Строительство алтарей “шэцзи” восходит к глубокой древности. Алтарь Шэцзи, построенный при династии Мин, в настоящее время находится на территории парка имени Сунь Ятсена.

    Храм Неба, где императоры совершали молебны об урожае.

    Он представляет собой квадратное возвышение с основанием 15 м и высотой 1 м, поверхность которого выложена землей пяти цветов: в центре земля желтого цвета, часть, обращенная к югу, — красного, части, обращенные к западу, северу и востоку соответственно белого, черного и темно-синего цветов. Такое оформление символизировало распространение императорской власти на всю территорию и окраины государства.

    Кумирня Таймяо расположена симметрично по отношению к алтарю Шэцзи, там, где сегодня разбит Парк культуры трудящихся, то есть к востоку от Гугуна. Для императоров династий Мин и Цин она была местом совершения молебнов и жертвоприношений в честь предков. В архитектурном отношении кумирня представляет собой тщательно спланированный комплекс сооружений прямоугольной формы, обнесенный тремя рядами стен. Главными сооружениями остаются три павильона: передний, срединный и задний. По обеим сторонам от них расположены подсобные флигели.

    Китайские императоры ежегодно устраивали грандиозные молебны с жертвоприношениями, прося у Неба, Земли, Солнца, Луны, Богов гор и рек благоприятной погоды, хорошего урожая, прочности государственного устройства и мира в Поднебесной. Самым важным был ритуал жертвоприношений Небу. Считалось, что император является Сыном Неба и правит от имени Неба. Ему же принадлежало монопольное право устраивать церемониал в честь Неба. Простому народу устраивать подобные ритуалы категорически воспрещалось. Святилище, где проходили молебны в честь Неба, — алтарь Неба в Пекине — наиболее хорошо сохранившееся сооружение подобного рода. По размеру занимаемой территории комплекс храма Неба в три раза превосходит Гугун.

    По оси север-юг, расположенной несколько к востоку по отношению к оси симметрии Гугуна, располагаются три главных сооружения храма: алтарь Неба на юге, далее к северу павильон Хуанцюнъю и павильон Циняньдянь. Алтарь представляет собой круглую платформу, выложенную мрамором, на верх которой ведут три яруса ступенек. По окружности алтаря идет колоннада из резных мраморных столбиков. Именно здесь проводился ритуал молебнов в честь Неба.

    Павильон Хуанцюнъю также круглой формы, имеет одноярусную крышу, он служил для возложения мемориальных табличек, посвященных небесным божествам. Этот павильон находится в центре круглого дворика, обнесенного глухой стеной, построенной так, что слово, произнесенное у одного конца стены, хорошо слышно у другого ее конца. За этот эффект стена получила название “стены эхо”. К северу от павильона Хуанцюнъю находится павильон Циняньдянь, имеющий в плане круглую форму, с трехъярусной кровлей.

    В этом павильоне император совершал молебны во имя хорошего урожая, поэтому все архитектурное оформление павильона связано с сельским хозяйством. Так, например, четыре главных колонны символизируют четыре времени года: весну, лето, осень и зиму; поддерживающие нижний ярус кровли 12 колонн символизируют 12 временных периодов суток, другие 12 колонн, на которых покоится второй ярус кровли, символизируют 12 месяцев года, а взятые вместе 24 колонны символизируют 24 сезонных периода в году.

    Помимо культовых сооружений, предназначавшихся для императорской семьи, в народе существовали и сохранились до наших дней многочисленные культовые постройки: кумирни и храмы, в них поклонялись предкам или устраивали молебны в честь легендарных деятелей, причисленных к сонму святых. Эти постройки, как правило, отмечены местным колоритом.

    В Древнем Китае испокон веков существовал сословно-родовой порядок, иногда целая деревня или даже несколько деревень носили одну фамилию и все жители состояли в кровном родстве друг с другом. В такой общине, зиждившейся на авторитарном принципе, вся власть сосредоточивалась в руках старейшины, пользовавшегося непререкаемым авторитетом. Вся организационная система покоилась на сословно-иерархическом принципе, а для поддержания ее существовал строгий кодекс норм поведения, за нарушения которого полагались жестокие наказания.

    Одним из содержаний сословно-иерархического порядка были канонизированные отношения и родственные связи. В обращении друг к другу придерживались терминов, которые определяли отношение старших к младшим, и обозначали разницу между сыновьями (внуками) по прямой и побочным линиям, подчеркивали отношения подчиненного и вышестоящего по иерархической или сословной лестнице.

    Такая сословно-родовая система служила опорой всего феодального устройства общества, через нее проводились в жизнь государственные политические установки и некоторые общественные функции. Например, сословно-родовой социум курировал сбор податей среди своих членов, улаживал внутренние споры, вел воспитательную работу среди членов общины, а также организовывал ритуальные мероприятия: молебны в честь богов, поминовения предков и пр.

    Схема жилого комплекса “сыхэюань” в Пекине.

    В каждой общине имелся свой фамильно-родовой храм, кроме того, в богатых семьях были домашние кумирни для жертвоприношений предкам. Эти учреждения “сытанх” служили помимо того также местом проведения собраний общины, на которых обсуждались дела общины, разбирались споры, выносились, а иногда тут же на месте приводились в исполнение приговоры провинившимся. При них строились также театральные подмостки, школы и общественные склады, то есть они постепенно становились общественными сооружениями.

    Как правило, они имеют большие размеры и лучшее качество строительства по сравнению с жилищами рядовых сельчан. Чем богаче и знатнее семья, тем более помпезный “сытанх” строила она. Иногда это был целый комплекс с несколькими двориками, главный павильон делался просторным с высоким потолком и богатым скульптурно-резным оформлением.

     








  • Гуанчжоу
  • Гуйлинь
  • Гуйян
  • Далянь (дальний)
  • Датун
  • Дуньхуан
  • Иньчуань
  • Куньмин
  • Лоян
  • Лхаса
  • Нанкин
  • Наньчан
  • Остров Хайнань
  • Пекин
  • Санья
  • Сиань
  • Синин
  • Сучжоу
  • Сямэнь
  • Тяньцзинь
  • Урумчи
  • Ухань
  • Ханчжоу
  • Харбин
  • Хуаншань
  • Хух-Хото
  • Циндао
  • Чанчунь
  • Чанша
  • Чунцин
  • Чэнду
  • Чэндэ
  • Шанхай
  • Шэньчжэнь
  • Шэньян
  • Посольство и консульства РФ
  • Отели
  • Деньги
  • Обмен валюты
  • Кредитные карточки
  • Дорожные чеки
  • Связь
  • Почта
  • Телефон
  • Транспорт
  • Приятного аппетита
  • Магазины и покупки
  • Туристу на заметку:
  • Цены и чаевые
  • Электричество
  • Имейте в виду
  • Русско-Китайский разговорник:
  • Основные фразы
  • Покупки
  • В ресторане
  • Здания
  • Числа
  • Транспорт
  • Время

  • © 2010 China.tcoa.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!